Организация деятельности школьников экологической группы « Родное Приморье» школы № 4 с. Новогордеевка по исследованию, изучению и охране водной растительности Анучинского района.

 

 

Руководитель группы Картавая Наталья Валерьевна

 

     Реки и озёра являются важным элементом ландшафта нашего края. Знакомство с флорой водоёмов, морфологии, географическом расположении, практическом значении и использовании отдельных видов прибрежно-водной растительности представляет интерес для любителей природы.


 
 

Разветвленная система естественных водоёмов, а также искусственные водоёмы, обусловило широкое распространение и видовое богатство прибрежно-водной растительности на территории Анучинского района.

  Поэтому в 2004 году в нашей школе была создана экологическая группа. Учащиеся нашей школы разработали проект по исследованию, изучению и охране данных растений.

I этап работы учащихся – исследовательский.

  Нами был исследован участок реки Арсеньевка от города Арсеньева до села Анучино, а также Берестовецкое водохранилище, Большое озеро в районе села Новогордеевка и озеро Ореховое близ села Пухово.

Нас заинтересовала проблема:

  • имеются ли на территории Анучинского района редкие и реликтовые виды прибрежно-водных растений?

Целью нашего исследования было следующее:

  • установить флористический состав прибрежно-водных растений Анучинского района.

Мы поставили перед собой такие задачи:

  • Провести разъяснительную работу среди учащихся школы, а также среди населения по вопросам бережного отношения к редким и исчезающим видам. Провести осмотр видового состава прибрежно-водных растений Анучинского района;

  • Выявить распределение исследуемой прибрежно-водной флоры по основным экологическим группам;

  • Установить приуроченность произрастания тех или иных видов прибрежно-водных растений к определенной глубине водоёма;

Мы выдвинули несколько предположений о том, как проблема
может быть решена, т.е.:

Гипотезы:

  • Возможно - ли нахождение на территории Анучинского района редких и реликтовых видов прибрежно-водных растений с учётом характера деятельности человека;

  • Если действительно они сохранились на территории Анучинского района, то где произрастают?

Мы составили следующий план исследовательской работы:

  • Изучить литературу о том, что мы исследуем, с целью изучения характеристики района исследования;

  • Исследовать территорию нескольких водоемов Анучинского района;

  • Исследовать встречаемость прибрежно-водных растений в зависимости от глубины водоёма;

  • Определить количество видов и родов по семействам.

Результаты исследовательской работы:

(Таблица № 1) 

Вывод: 

В результате исследования обе гипотезы были подтверждены, а именно:

  • Сегодня судьба всех форм жизни на земле однозначно зависит от характера форм деятельности человека. На территории Анучинского района не удаётся предотвратить экологические последствия, связанные с вырубкой леса, применением химикатов, распространением бытового мусора, заболачиванию озёр и т.д.

  • Несмотря на это, мы пришли к выводу, что в Анучинском районе действительно произрастают редкие и реликтовые растения;

  • Кроме того, мы определили территории произрастания данных растений.

(фото ЛОТОС КОМАРОВА)

 

КУВШИНКА ЧЕТЫРЁХГРАННАЯ)

 

 

I I этап работы учащихся – изучение и охрана водной растительности 

 План мероприятий 

Таблица № 2

Виды работ

Дни недели

Примерное содержание

11)

Установочная беседа

осень

Определение цели, задачи, мест проведения, распорядок работы, сроки, учебное оборудование, оформление собранного материала.

22)

Лекция - консультация

В течение года

Беседы о методике проведения самостоятельных исследований в природе.

33)

Маршрутная экскурсия в природных условиях с включением объектов и явлений, подлежащих изучению школьников

июнь

Биогеографическая, с элементами охраны природы. Фотографирование растений на местности.

44)

Самостоятельная исследовательская работа учащихся на местности в группах

июль-

август

Определение видового состава.

55)

Обработка материалов исследования; Овладение умениями природоохранного характера

сентябрь-

октябрь

Анализ записи в дневнике, оформление таблиц, текста, схем, планов для отсчета по выполнению заданий.

Работа с литературными источниками.

Сбор семян.

66)

Просветительская деятельность

ноябрь-

март

Деятельность по защите, уходу и изучению среды обитания водных растений. Пропаганда идеи охраны природы.

77)

Итоговая конференция

апрель-

май

Выступление представителей по итогам проведенного исследования и правоохранительной работы по редким растениям.

Рекомендации по рациональному использованию и охраны водной и прибрежно-водной растительности водоёма (очистка водоема, оформление листовок по охране). Возобновление распространения семян

 

   Экологическая группа учащихся из г.Арсеньева (станция юннатов) предложила ребятам вырастить лотос Комарова в селе на одном из озер с. Новогордеевка.

   В озеро были посажены семена. В сезоны с 2006 по 2007 годы можно было наблюдать только листочки лотоса на поверхности озера. В 2008 году уже появилось 58 бутонов. В 2009 году наблюдалось более двухсот цветоносов.

   В нынешнем 2010 году лотос расцвел не только раньше положенного времени, более того, количество цветов даже не поддаётся подсчёту.

Учащиеся нашей школы проводят следующие мероприятия по охране данного вида:

 1. Очищают территорию озера, на котором произрастает данное растение от  накопившегося мусора, оставленного туристами;                                                  2. Выкашивают заросший берег;

 

3. На уроках изобразительного искусства ребята рисуют листовки на тему

«Берегите природу»;

 


4. На уроках биологии учащиеся делают сообщения о значении данных растений;              5. Собирают семена; 

 

6. Ведут разъяснительную работу с населением о значении данного растения;

7. Изучают условия произрастания лотоса Комарова, ведут дневник наблюдений;

8. На озере устанавливают предупреждающий плакат;

9. Пишут заметки в газеты «Анучинскте зори», «Бизес Арс».

 

 


Возраст ребят 13 – 14 лет. Эти учащиеся организовывают конкурсы на День лотоса (23 июля),конкурсы тематических рисунков, а также заитересовывают и привлекают ребят из начального звена (возраст 7-8 лет) . 

Всё это даёт ощутимые результаты: дети растут ответственными, активными, неравнодушными и деятельными гражданами России, способными осуществлять экологически грамотные действия.

 Достижения учащихся 

Таблица № 3.

п/п

Класс

Дата

Участие

Итог

 

11.

110

С 20.08 по 23.08 2006 г.

Третий Международный детский экологический симпозиум по проблемам экологии региона Северо-Восточной Азии, проводимого в развитие Международного экологического форума «Природа без границ» - проект «Изучение и охрана водной растительности Анучинского района» ФОТО

Грамота

 

22.

8

8

2007 г

Межрайонный конкурс детского творчества «Природным заказникам - Быть!», посвященном 50 - летию государственного природного заказника «Тихий»

Грамота

33.

7

7

2008 г.

Региональный заочный этап конкурса рисунков и фотографий «Зелёная планета глазами детей» Международного детского экологического форума «Зелёная планета - 2008»

Грамота

44.

88

2008 г

11- я краеведческая олимпиада «Наш край», посвящённая

70 - летию образования Приморского края

Грамота

 

   23 июля 2010 года на краевом семинаре экологов в г.Арсеньеве была запланирована совместная работа станции юных натуралистов и учащихся школы № 4 с. Новогордеевка по дальнейшему сохранению лотоса Комарова.

   Ведь наряду с тигром и женьшенем, лотос – символ нашего края. На Дальнем Востоке России находится самая северная популяция этого краснокнижного растения, и мы должны сделать всё возможное для сохранения этого вида для будущих поколений.

   Это не единственная работа, которую проделывают учащиеся нашей школы.

Осуществляя программу Губернатора Приморского края С. М. Дарькина «О благоустройстве территории». Ребята нашей школы озеленили территорию, посадив 20 саженцев берёзы и 12 саженцев плодово-ягодных культур, 30 декоративных кустарников. 

Из выброшенных автомобильных покрышек соорудили оригинальные клумбы. 

   В качестве удобрения для цветов и саженцев использовали золу из школьной котельной.

   Участвуют в акциях «Мой дом, моё село, моя малая Родина».

   Это несколько примеров того, как ученики сельской школы - вместе с учителями и родителями вносят посильный вклад в охрану растительности нашего района, в решение экологических проблем.

   Будущее надо строить, о нем нужно думать, каждому важно понять, что будущее относится к понятию времени. 

   Сегодня судьба всех форм жизни на Земле однозначно зависит от характера деятельности человека. Обществу необходимо определить разумную перспективу своего развития, другими словами, своё будущее.

 

Перечень мероприятий по экологическому образованию на 2010-2011 годы, в которых будет принимать участие МОУ школы № 4 с. Новогордеевка

  1. преемственность образовательных экологических программ дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образо­вания;

  2. участие детей и подростков в конкурсах, олимпиадах, конференциях, сле­тах, проектах экологической направленности;

  3. заключительный тур Краевого экологического конкурса исследователь­ских и практических работ школьников «Лесная олимпиада - 2010

  4. проведение регионального тура Всероссийского форума «Зеленая плане­та»;

  5. краевая экологическая конференция исследовательских работ и природо­охранных проектов школьников «От Дня Земли - к Веку Земли»;

  6. проведение краевых экологических акций, посвященных Всемирному Дню Земли;

  7. проведение краевой экологической акции, посвященной 5 июня - «Все­мирному Дню охраны окружающей среды»;

        8. вовлечение учащихся в практическую природоохранную дея­тельность, проведение семинаров экологических патрулей и т.д. - экологическая акция «Посади дерево».

 

 

 

Бесплатный хостинг uCoz